Императорский дивертисмент. «Иоланта» и «Алеко» опен-эйр 20 августа Тульский кремль стал естественной декорацией для масштабного события, которое явилось точкой пересечения множества творческих идей, организаторских страстей и нетерпения публики. Само его название – «Императорские сезоны», обладающее энергией культурной традиции, обязывало к открытию дверей в мир музыкально-театральной роскоши и несуетного наслаждения долгим вечером. Он имел свое предвечерие: все, кто не успел вовремя купить билеты, могли присутствовать на бесплатной генеральной репетиции 19 августа. Такие открытые репетиции стали уже традицией Тульской областной филармонии, на несколько дней переместившей свои творческие коллективы на площадки Тульского кремля. Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владислав Лаврик), Тульский государственный хор (художественный руководитель – профессор Александр Соловьёв, дирижёр – Алексей Зайцев), объединились с силами солистов ведущих московских оперных театров в проекте «Кремлевская опера - 2022». Это еще одно открытие и еще одна традиция Тульской филармонии, начало которой было положено в 2018 году. Именно тогда, пять лет назад, филармония начала осваивать пространство Тульского кремля как уникальную концертную площадку под открытым небом. 20 августа 2022 года Соборная площадь тульской крепости стала местом исполнения «Иоланты» Петра Ильича Чайковского и «Алеко» Сергея Васильевича Рахманинова. Выбор невероятно удачный и неслучайный: последняя опера Чайковского и первая опера Рахманинова имеют долгую совместную сценическую историю. Она связывает вместе имена двух самых популярных, самых русских композиторов, с произведениями которых во всем мире ассоциируется Россия. На церемонии открытия «Императорских сезонов в Тульском кремле» артистов и зрителей приветствовала заместитель председателя правительства Тульской области Ольга Гремякова. – Тульская область вошла в федеральный проект «Императорский маршрут», и «Императорские сезоны в Тульском кремле» стали частью этого проекта, - отметила Ольга Гремякова. – Мы рады приветствовать исполнителей и зрителей, онлайн-трансляция этого события идет на портале Министерства культуры РФ, а это значит, что его участниками могут стать все поклонники оперного искусства не только России, на и других стран… Загадочная и непростая для восприятия «Иоланта» Чайковского была представлена в концертной версии, - настораживающее публику словосочетание, казалось бы, лишающее оперный спектакль театральности, действенности, оказалось на деле полным прекрасной актерской игры и блестящего вокала. Достаточно было минуты чистого, ангельского пения Ксении Муслановой (сопрано) – и об отсутствии декорационных пряностей больше никто и не вспомнил. В ансамбле с Иолантой тенор Максим Дорофеев (Водемон), бас Анатолий Захаров (король Рене) и баритон Анджей Белецкий (Эбн-Хакиа) показали высочайший класс музыкально-театрального мастерства. Исполнение «Алеко» Рахманинова было посвящено предстоящему 150-летнему юбилею композитора, который будет в следующем году. Заметим, что это будет и юбилей первого исполнения оперы, премьера которой состоялась в 1893-м. Несмотря на 130-летний возраст, первый оперный опус Рахманинова по духу очень молод, мобилен и открыт для воплощения режиссёрских идей. «Спектакль, рассказанный ветром», – так назвали свою интерпретацию «Алеко» авторы постановки Виктория Агаркова, творческая группа «(NE)зависимый театр» и художник Ирина Дерябина. Отказавшись от сочной «цыганщины», они наполнили свой спектакль тонким символизмом, нервом страсти. Формат semi-stage – всегда зона открытий. Открытием оказалось сценическое пространство. Ограниченное копьями красных колосьев-ножей, окруженное движением колеса в начале и конце спектакля – символом кибитки и судьбы, оно вовлекло в свою жизнь станки хора, авансцену. Вкус крови в цветовом решении, заунывная декламация фрагментов «Цыган» Пушкина, имитирующая тихий шелест колосьев, шум ветра, - вечный фон предчувствия беды. На этом фоне разыгрывался творческий подвиг исполнителей. Художественное решение спектакля не предполагало теплых одеяний и наличия обуви. Всё – естественно, открыто, обнажённо, что при учёте погодных условий добавило действу особый привкус обречённости… Вновь на сцене были Ксения Мусланова (Земфира), Анатолий Захаров (Старый цыган), Максим Дорофеев (Молодой цыган). Партию Алеко исполнил Михаил Атаманович (баритон).Увидеть и услышать такого блестящего уровня ансамбль исполнителей – редкая удача для публики. Между двумя оперными действиями зрителей ожидал еще один подарок – променад в духе дивертисментов XVIII века. На Казанской набережной было показано театрализованное действо «Династия. Сквозь время» с участием артистов тульских театров и филармонии. За несколько минут перед зрителями ожила вся история Тулы трехвековой эпохи Романовых. Водная феерия с плывущими ладьёй и петровским фрегатом, тульские песни и прогулки дамочек в обнимку с гусарами, - чем не «Императорский дивертисмент»? Проект «Императорские сезоны в Тульском кремле» реализуется Тульской филармонией на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив при поддержке правительства Тульской области. Организатор проекта – АНО «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик», партнёр Тульской филармонии в реализации проекта – банк ВТБ. Следите за нашими новостями и оставайтесь с нами! #тула #тульскаяобласть #регион71 #филармония71 #кремлевскаяопера #тфсо #дивертисмент #тульскийгосударственныйхор